Двигатель
Снятие двигателя
Разборка и ремонт двигателя
Сборка двигателя
Головка блока (снятие)
Ремонт ГБЦ
Зубчатый ремень
Распред. валы
Поддон картера двигателя Система смазки
Замена масляного насоса Ремонт масляного насоса
Шатунно-поршневая группа
Коленчатый вал
Блок цилиндров
Установка поршней в БЦ
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Водяной насос
Вентилятор радиатора
Радиатор
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Термостат
Система питания
Система впрыска Simens
Снятие давления в системе впрыска
Элементы топливной системы
Топливный бак
Топливный насос и датчик топлива
Топливный коллектор и форсунки
Дроссельный узел
Воздушный фильтр
Снижение токсичности ОГ
Ремонт системы снижения токсичности ОГ
Выхлопная система
Разборка выхлопной системы
Каталитический нейтрализатор
Зажигание
Катушки зажигания
Датчик детонации
|
Элементы топливной системы
Снятие и установка топливного насоса |
– сбросьте давление в системе питания; |
– снимите провод с отрицательный клеммы аккумуляторной батареи; |
– поднимите заднее сиденье; |
– снимите металлическую заглушку лючка в заднем полу для получения доступа к крышке насоса; |
|
Рисунок 3.97. Крышка топливного насоса: 1 – контактный разъем; 2 – трубопровод подачи топлива; 3 – сливной трубопровод |
|
|
– отсоедините быстросъемный штуцер трубопровода подачи топлива (зеленого цвета); |
– отсоедините быстросъемный штуцер сливного трубопровода (красного цвета). Заглушите отверстия для предотвращения попадания грязи; |
|
Рисунок 3.98. Маркировка крышки топливного насоса: 1 – круглая гайка крепления топливного насоса; |
2 – метка на круглой гайке; 3 – три риски на топливном баке; 4 – метка на крышке топливного насоса |
|
|
– зафиксируйте маркировку для совмещения элементов узла (Рисунок 3.98). Обопритесь отверткой с широким шлицем о выступ круглой гайки и, слегка ударяя по ней молотком, строньте гайку с места, а затем отверните ее вручную; |
|
Рисунок 3.99. Извлечение топливного насоса из топливного бака |
|
|
– осторожно извлеките из бака топливный насос и датчик уровня в сборе (Рисунок 3.99); |
– осмотрите уплотнительную прокладку. Если она без дефектов, ее можно использовать повторно. |
В том случае, когда между снятием и установкой этого узла должно пройти несколько часов, заверните гайку на баке во избежание деформации. |
|
|
– очистите при необходимости сетку топливоприемника; |
– установите на верхнюю часть топливного бака уплотнительную прокладку; |
– аккуратно поместите насос в бак; |
– совместите метки, как указано на Рисунок 3.99, и установите круглую гайку. Надежно затяните ее и убедитесь в совмещении меток; |
– защелкните штуцера трубопроводов; |
– соедините контактный разъем; |
– установите заглушку лючка; |
– выполните остальные операции в порядке, обратном снятию. |
Снятие, установка и регулировка троса дроссельной заслонки |
|
Рисунок 3.100. Глушитель шума впуска (стрелка): 1 – входное отверстие системы вентиляции картера |
|
|
– снимите воздушный фильтр и глушитель шума впуска (Рисунок 3.100); |
– на корпусе дроссельной заслонки ослабьте натяжение троса, повернув сектор. Отсоедините трос от сектора (Рисунок 3.101); |
|
Рисунок 3.102. Снятие оболочки троса и регулировочного винта с кронштейна крепления |
|
|
– снимите оболочку троса с регулировочным винтом с кронштейна крепления (Рисунок 3.102), при необходимости снимите пружинный фиксатор, запомнив его положение в канавке винта; |
– в салоне автомобиля снимите декоративную нижнюю накладку под рулевой колонкой и отсоедините трос от педали подачи топлива, сжав выступы на его наконечнике; |
– в моторном отсеке освободите крепления троса от моторного щита и снимите его с автомобиля; |
– осмотрите трос, убедитесь в отсутствии потертостей и свободном перемещении в оболочке. |
Установка троса проводится в порядке, обратном снятию. |
– сдвиньте регулировочную скобку с наружной оболочки троса под капотом. При снятой скобке убедитесь в том, что сектор отведен до упора. Аккуратно вытяните трос из уплотнения, чтобы выбрать слабину; |
– удерживая наружную оболочку троса в этом положении, установите скобку в последнюю канавку в оболочке перед кронштейном с резиновым уплотнением и перед шайбой. Теперь слабина троса должна быть минимальной. Слабина троса необходима для получения стабильной частоты вращения холостого хода; |
– попросите помощника нажать на педаль акселератора и проверьте, чтобы дроссельная заслонка открывалась полностью и плавно возвращалась в исходное положение. |
Снятие и установка корпуса дроссельной заслонки |
– сбросьте давление топлива в системе; |
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи; |
– снимите воздушный фильтр; |
– отсоедините от сектора трос дроссельной заслонки; |
– разъедините контактный разъем на датчике положения дроссельной заслонки; |
|
Рисунок 3.103. Болты крепления корпуса дроссельной заслонки (стрелки) |
|
|
– выверните два болта крепления корпуса дроссельной заслонки (Рисунок 3.103). |
Установка проводится в порядке, обратном снятию. Заменяйте прокладку при каждом снятии блока дроссельной заслонки. При необходимости используйте смазку для облегчения установки прокладки. Проверьте регулировку троса дроссельной заслонки. |
Снятие и установка топливораспределительной рампы |
|
Рисунок 3.104. Снятие топливораспределительной рампы: 1 – штуцер топливоподающего трубопровода; 2 – контактные разъемы форсунок; 3 – контактный разъем датчика детонации; 4 – болты крепления рампы |
|
|
– сбросьте давление топлива в системе; |
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи; |
– снимите защитный кожух рампы; |
При снятии форсунок или топливораспределительной рампы будьте осторожны, так как в рампе и штуцере находится топливо. Примите меры по защите генератора от попадания топлива. |
|
|
– отсоедините от рампы топливные трубопроводы; |
– разъедините контактные разъемы форсунок; |
– разъедините разъем датчика детонации; |
– отверните болты крепления рампы и снимите ее с форсунками с впускного коллектора; |
– запомните установку форсунок, ослабьте крепления и снимите форсунки с рампы. |
Установка проводится в порядке, обратном снятию, при этом обязательно замените уплотнительные кольца и держатели форсунок. Для облегчения установки смажьте уплотнительные кольца моторным маслом. |
Проверка подачи топливного насоса |
– сбросьте давление топлива в системе; |
– поднимите заднее сиденье; |
– снимите металлическую заглушку лючка в заднем полу для получения доступа к крышке топливного насоса (см. Рисунок 3.98); |
– установите на место реле включения топливного насоса; |
– отсоедините быстросъемный штуцер зеленого цвета от крышки топливного насоса и подходящим шлангом соедините насос с мензуркой вместимостью 2 л; |
– включите топливный насос с помощью диагностического прибора или установив перемычку в реле топливного насоса между контактом 1 и «+» цепи питания; |
– замерьте подачу насоса, которая должна составлять 60–80 л/ч. |
После проведения замера установите на место снятые элементы. |
Проверка давления подачи топлива |
– снимите защитный кожух топливораспределительной рампы; |
– сбросьте давление топлива в системе; |
|
Рисунок 3.105. Замер давления подачи топлива: 1 – топливоподающий трубопровод; 2 – контрольный манометр |
|
|
– отсоедините подающий топливопровод (Рисунок 3.105) и присоедините тройник (Mot. 1311–08) с контрольным манометром; |
При отсоединении от рампы подающего топливопровода будьте осторожны, так как в рампе и штуцере находится топливо. Примите меры по защите генератора. |
|
|
– пустите двигатель, чтобы привести в действие топливный насос; |
– проверьте по манометру давление, которое должно быть постоянным и составлять (3,5±0,06) бар. |
Для обеспечения необходимого давления в топливораспределительной рампе может потребоваться несколько секунд. |
|
|
Снятие и установка регулятора холостого хода |
– разъедините контактный разъем шагового электродвигателя регулятора; |
– снимите шланг системы вентиляции картера; |
– выверните три болта крепления регулятора. |
Установка выполняется в порядке, обратном снятию. При установке соблюдайте моменты затяжки трех болтов крепления. Проверьте состояние и убедитесь в правильной установке уплотнительного кольца. |
Выключатель подачи топлива при столкновении |
Выключатель предназначен для предотвращения возникновения пожара в результате вытекания топлива при столкновении. При ударе все механизмы подачи топлива из бака отключаются. Они приводятся в рабочее состояние только путем механического воздействия водителя или ремонтника. |
|
Рисунок 3.106. Инерционный выключатель подачи топлива при столкновении автомобиля (стрелка) |
|
|
Инерционный выключатель (Рисунок 3.106) реагирует на удар автомобиля и размыкает цепь питания топливного насоса. При ударе шарик инерционного выключателя выходит из гнезда и размыкает электрическую цепь, напряжение питания «+» отключается от цепи управления реле топливного насоса и перестает поступать на насос, форсунки. Подача топлива из бака прекращается. |
Для приведения инерционного выключателя в рабочее состояние достаточно нажать на него сверху, чтобы шарик снова вошел в гнездо. |
После приведения инерционного выключателя в рабочее состояние необходимо с помощью диагностического прибора очистить память ЭБУ. При срабатывании выключателя ЭБУ системы впрыска записывает в память информацию о неисправности реле топливного насоса. |
|
|
Верхний и нижний датчики имеют разные характеристики и невзаимозаменяемы. |
|
|
Снятие и установка верхнего датчика концентрации кислорода в отработавших газах |
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи; |
– снимите корпус воздушного |
|
Рисунок 3.96. Расположение на двигателе датчика (1) температуры поступающего воздуха, топливораспределительной рампы (2), датчика детонации (3) |
|
|
– разъедините контактный разъем датчика и снимите датчик с помощью приспособления Mot. 195 (см. Рисунок 3.96). |
Установка датчика проводится в порядке, обратном снятию. |
Убедитесь, что теплозащитный экран надежно закреплен между датчиком концентрации кислорода и коллектором (чтобы избежать перегрева, который может повлечь за собой разрушение разъема датчика). |
|
|
Снятие и установка датчика детонации |
Датчик детонации установлен в задней стенке блока цилиндров (см. Рисунок 3.105). Процесс снятия и установки датчика изложен в подразделе «Система зажигания». |
Снятие и установка датчика температуры поступающего воздуха |
Снятие датчика не представляет трудностей. Разъедините контактный разъем и выверните датчик. Установите датчик в порядке, обратном снятию. |
Снятие и установка датчика температуры охлаждающей жидкости |
Датчик установлен в корпусе термостата. Он представляет собой резистор с |
отрицательным температурным коэффициентом сопротивления, т.е. при повышении температуры воздуха электрическое сопротивление датчика уменьшается (см. табл. 3.6). Процесс проверки и установки изложен в подразделе «Система охлаждения». |
Снятие, установка и проверка потенциометра дроссельной заслонки |
– снимите корпус дроссельной заслонки, как описано выше; |
– отверните винты крепления и снимите потенциометр с корпуса дроссельной заслонки. |
– правильно совместите потенциометр с осью дроссельной заслонки; |
– вверните болты крепления потенциометра; |
– проверьте сопротивление между контактами потенциометра, которое должно соответствовать приведенным в табл. 3.8 значениям. |
Сопротивление между контактами потенциометра в зависимости от положения педали акселератора |
Снятие и установка датчика положения коленчатого вала |
Датчик положения коленчатого вала располагается сверху картера сцепления с левой стороны блока цилиндров двигателя (Рисунок 3.107). |
– снимите корпус воздушного фильтра; |
– отсоедините от датчика контактный разъем; |
– выверните болты крепления и снимите датчик. |
|
Рисунок 3.108. Специальные болты, применяемые для крепления датчика положения коленчатого вала |
|
|
Установка проводится в порядке, обратном снятию, при этом обратите внимание на фасонные болты крепления (Рисунок 3.108), которые нельзя заменять другими, так как может нарушиться зазор между датчиком и зубьями маховика. |
Снятие и установка электронного блока управления (ЭБУ) |
Блок установлен в левой части моторного отсека за аккумуляторной батареей. |
– снимите провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи; |
– отсоедините крепление бачка гидроусилителя рулевого механизма от моторного щита и отведите его в сторону; |
– отверните болты крепления блока и снимите его вместе с кронштейном; |
– снимите кронштейн с блока; |
– разъедините контактный разъем от блока. |
|
Рисунок 3.109. Расположение контактов ЭБУ системы впрыска топлива |
|
|
Назначение контактов разъема ЭБУ приведено в табл. 3.9. Расположение контактов ЭБУ указано на Рисунок 3.109. |
Назначение входов и выходов разъема ЭБУ системы впрыска |
Установка ЭБУ проводится в порядке, обратном снятию, при этом выполните следующее: |
– надежно присоедините контактный разъем; |
– если устанавливается новый блок, его следует запрограммировать для обеспечения работы иммобилайзера. Для этого включите зажигание на несколько секунд, затем выключите. Выньте ключ зажигания для активации иммобилайзера. Через 10 с красный индикатор активации иммобилайзера должен начать мигать. |
Снятие и установка впускного коллектора |
|
Рисунок 3.110. Снятие впускного коллектора: А – болты крепления корпуса дроссельной заслонки; |
1–7 – последовательность затяжки болтов крепления |
|
|
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи; |
– снимите воздушный фильтр; |
– разъедините контактный разъем датчика положения дроссельной заслонки; |
– разъедините контактный разъем от датчика давления; |
– разъедините контактный разъем от датчика температуры поступающего воздуха; |
– отсоедините контактные разъемы от всех катушек зажигания; |
– отсоедините трос привода дроссельной заслонки; |
– выверните два болта крепления корпуса дроссельной заслонки; |
– выверните постепенно болты крепления впускного коллектора, снимите его и прокладку. |
Установка коллектора проводится в порядке, обратном снятию, при этом убедитесь в чистоте привалочных поверхностей. Затягивайте болты крепления коллектора в указанном порядке. При необходимости замените уплотнительные прокладки коллектора и блока дроссельной заслонки. |
Снятие и установка выпускного коллектора |
|
Рисунок 3.111. Снятие выпускного коллектора: 1 – датчик концентрации кислорода в отработавших газах; 2 – подкос |
|
|
|
Рисунок 3.112. Последовательность затяжки гаек крепления выпускного коллектора |
|
|
– снимите теплозащитный щиток подрамника; |
– отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора (см. подраздел «Система выпуска отработавших газов»); |
– отодвиньте назад каталитический нейтрализатор, не снимая его; |
– установите подкладку на подрамник, чтобы поддержать каталитический нейтрализатор и не допустить повреждения шланга. Если это произойдет, то каталитический нейтрализатор подлежит замене; |
– снимите подкос между выпускным коллектором и блоком цилиндров; |
– отверните гайки крепления выпускного коллектора, снимите его и прокладку. |
Установка проводится в порядке, обратном снятию. При этом выполните следующее: |
– замените прокладки коллектора и фланца с трехточечным креплением; |
– замените крепежные гайки новыми; |
– соблюдайте порядок и момент затяжки гаек крепления коллектора. |
Теплозащитный экран должен быть надежно закреплен между датчиком концентрации кислорода и коллектором, чтобы избежать перегрева, который может повлечь за собой разрушение разъема датчика концентрации кислорода. Поврежденный теплозащитный экран следует заменить, чтобы предупредить возгорание. |
|
|
Проверка и регулировка системы впрыска |
При возникновении неисправности в системе впрыска топлива следует прежде всего проверить надежность всех контактных разъемов и соединений. Убедитесь в чистоте воздушного и топливного фильтров, в сохранности и чистоте шлангов вентиляции картера и вакуумных шлангов. Компрессия двигателя должна быть в норме, свечи зажигания – в хорошем состоянии. Проверьте правильность установки момента зажигания. |
Если после перечисленных проверок и регулировок не отмечено улучшение работы двигателя, следует обратиться на специализированную СТО Renault для проверки автомобиля. Специалисты с помощью диагностического прибора, подключаемого к специальному разъему, находящемуся под пепельницей центральной консоли, выводят на экран прибора информацию о любом узле системы впрыска. Комбинаций кодов неисправностей при диагностике не предусмотрено, поэтому автовладельцу невозможно самостоятельно определить ту или иную неисправность. |
Если при движении автомобиля в комбинации приборов загорелся индикатор «Неисправность системы впрыска» или он не гаснет спустя 3 с после включения зажигания, это может означать наличие дефекта в следующих устройствах: |
– потенциометр дроссельной заслонки; |
– регулятор холостого хода; |
– электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших газов; |
– автоматическая коробка передач. |
Некоторые узлы системы впрыска топлива можно проверить, измерив их параметры, приведенные в подразделе, однако работоспособность ряда узлов невозможно оценить без специального диагностического оборудования. |
Опытные автолюбители при наличии тахометра и газоанализатора могут проверить уровень СО в отработавших газах на холостом ходу. Однако если выяснится, что эти характеристики требуют корректировки, придется обратиться к специалисту для проведения дальнейших проверок с применением специализированного оборудования. Ни уровень СО, ни частота вращения холостого хода не регулируются. Если они неверны, неисправна система впрыска. |
Содержание токсичных веществ в отработавших газах при частоте вращения коленчатого вала двигателя (750±50) мин–1 и коэффициенте избытка воздуха 0,97<l<1,03 |
СН.....не более 100 ч.н.м. |
* При 2500 мин-1 содержание СО не должно превышать 0,3%. |
Проверка содержания токсичных веществ проводится при температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С после устойчивой работы двигателя с частотой вращения 2500 мин–1 в течение примерно 30 с. |
|